В городе и области сейчас 4 свободные бригады. Если позвоните прямо сейчас, то одна из них выедет к вам в течение 5 минут: 8 (800) 100-58-49

+
Вызвать
врача на дом
БЕСПЛАТНЫЙ
ЗВОНОК
Whatsapp

Что такое когнитивные функции

Когнитивные (умственные) функции — это ментальные процессы, с помощью которых человек воспринимает, обрабатывает, хранит и использует информацию. Именно они позволяют учиться, запоминать, понимать происходящее, принимать решения, говорить, ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с миром.

Виды умственных функций

Когнитивные процессы формируются с раннего детства, развиваются по мере взросления. Их зрелость достигается примерно к 25 годам, а с возрастом начинают постепенно ослабевать — это естественный процесс, но иногда сбои выходят за рамки нормы. Чтобы понять, когда происходит отклонение, важно знать, как эти функции устроены и какие виды бывают.

Таблица 1. Основные виды ментальных процессов.

Память

Способность сохранять и воспроизводить информацию. Существует кратковременная память (удержание данных на несколько минут) и долговременная (хранение знаний, опыта, событий на протяжении лет).

Внимание

Процесс концентрации на определённом объекте или задаче. Бывает произвольным (направленным усилием воли) или непроизвольным (реакция на внезапный стимул).

Речь

Как устная, так и письменная форма коммуникации. Охватывает понимание речи других, собственное общение.

Мышление

Способность анализировать, сравнивать, делать выводы, решать задачи. Это основа для принятия решений, адаптации в новой ситуации.

Восприятие

Процесс получения информации от органов чувств (зрение, слух, осязание и др.), осмысление.

Ориентация

Осознание себя в пространстве, времени и собственной идентичности (кто я, где я, какой сейчас день, год).

В здоровом состоянии все ментальные процессы работают синхронно. Например, чтобы приготовить обед, человек воспринимает рецепты (восприятие), выбирает нужный (мышление и память), следует инструкции (внимание), при этом может разговаривать по телефону (речь) и помнить, где в кухне лежат нужные предметы (пространственная ориентация). Даже простая прогулка требует работы памяти, восприятия, внимания и мышления.

Для чего необходимы когнитивные функции мозга

Без нормального функционирования умственной системы человек не может учиться, работать, общаться, строить планы или заботиться о себе. Даже неосознанные, привычные действия требуют работы нейронов головного мозга. Когда процессы нарушены, страдает качество жизни: человек может забыть важные даты, теряться на знакомых улицах, не понимать собеседника, не справляться с обычными делами. Важно знать, какие тревожные сигналы указывают на патологию, вовремя обратиться к врачу. Наши специалисты знают, как помочь при разных видах отклонений в работе мозга, диагностируют и проводят лечение комплексно.

Если вас коснулась описанная проблема, не откладывайте
Запишитесь на бесплатную консультацию и получите поддержку от наших специалистов!
Мы готовы помочь прямо сейчас!
Позвоните нам по номеру:
8 (800) 100-58-49
Напишите нам:

Что такое когнитивные нарушения

Мужчина сидит на стуле

Умственные нарушения — это отклонения от нормы в работе мышления, памяти, внимания, речи и других психических процессов, которые мешают человеку полноценно воспринимать, обрабатывать, использовать информацию. Это не просто временная забывчивость или рассеянность, а стойкие трудности, которые снижают качество жизни, мешают учёбе, работе, общению, повседневному самообслуживанию.

Нарушения в умственной сфере являются симптомом или следствием других патологий: неврологических, психических, сосудистых, инфекционных, эндокринных. Иногда развиваются постепенно, почти незаметно, или же появляются внезапно – после инсульта, черепно-мозговой травмы.

Лёгкие и умеренные когнитивные нарушения

Расстройства принято разделять по степени тяжести.

  1. Лёгкие когнитивные нарушения (ЛКН). Это незначительные сбои в работе мозга. Человек забывчив, отвлекается, теряет мысль, испытывает трудности при запоминании новой информации или концентрации внимания. При этом ЛКН не мешают выполнять повседневные обязанности, человек сохраняет независимость в быту. Часто ЛКН является предвестниками тяжёлых патологий.
  2. Умеренные когнитивные нарушения. Сопровождаются снижением интеллектуальных способностей, человек испытывает сложности при выполнении профессиональных навыков, при этом патология не вызывает трудностей в быту, сохраняется способность к самостоятельной жизни.

Эти стадии часто предшествуют более тяжёлым расстройствам, требуют наблюдения, поддержки.

Тяжёлая форма нарушения умственных функций

Деменция — это тяжёлая прогрессирующая стадия когнитивных нарушений, при которой резко снижается способность человека мыслить, запоминать, ориентироваться, взаимодействовать с окружающим миром. Это не отдельное заболевание, а синдром, возникающий при ряде заболеваний мозга — чаще всего при болезни Альцгеймера, сосудистой деменции, лобно-височной дегенерации и других нейродегенеративных состояниях.

На этой стадии страдают сразу несколько умственных процессов: человек теряет память, не узнаёт близких, путается во времени, пространстве, нарушается речь, логика, способность к самообслуживанию. Пациент может забыть, как одеваться, готовить еду, пользоваться предметами быта. Поведение становится непредсказуемым: возможны агрессия, тревожность, апатия. Деменция требует постоянного ухода и поддержки, поскольку человек постепенно утрачивает связь с реальностью.

Симптомы когнитивных нарушений

Расстройства умственной сферы проявляются по-разному, в зависимости от того, какие именно функции страдают. Изначально признаки могут быть едва заметны, списываться на усталость, стресс или возраст. Со временем симптомы становятся устойчивыми, всё больше вмешиваются в повседневную жизнь.

Снижение памяти

Это один из самых ранних симптомов. Вначале человек может забывать недавние разговоры, не помнить, куда положил предметы, зачем вошёл в комнату. При этом старые воспоминания, особенно из юности, сохраняются долго.

Со временем забывчивость прогрессирует:

  • появляется дезориентация в собственных действиях;
  • возникают повторяющиеся вопросы;
  • теряется способность усваивать новую информацию.

При когнитивных патологиях страдает не просто память как способность «вспомнить» нужное слово или событие, а нарушается сам процесс закрепления, воспроизведения информации. Человек не просто забывает, но и не способен восполнить пробелы логикой или догадкой. Это отличает умственные расстройства от обычной рассеянности или усталости.

Нарушения внимания, концентрации

Человеку сложно сосредоточиться на чём-то одном – отвлекается, перескакивает с темы на тему, забывает, о чём только что шла речь. Это сказывается на выполнении даже привычных задач: готовка, чтение, ведение диалога требуют значительных усилий. Может проявляться «когнитивный туман» — ощущение заторможенности, рассеянности.

Расстройства речи и понимания

Сначала это может быть просто затруднение в подборе слов. Появляются обрывки фраз, теряется логика высказываний. Затем речь становится бессвязной, с повторяющимися словами и выражениями. В тяжёлых случаях возможна полная утрата способности строить предложения (афазия) или понимания чужой речи.

Снижение способности к мышлению, принятию решений

Становится трудно анализировать информацию, рассуждать, планировать. Человек может не понимать, как решить простую задачу: «Что купить на ужин?», «Куда положить грязную посуду?». Пропадает гибкость мышления, больной застревает на одном способе действия, даже если тот не работает. Отсутствует критика к собственному состоянию.

Нарушения ориентации

Человек теряется во времени, не знает, какой день, месяц, год. На выраженной стадии забывает адрес проживания, не узнаёт родной дом, не может сказать, где находится. Возможно спутывание времён суток, неспособность найти дорогу домой. Самый тревожный симптом — потеря ориентации в собственной личности (не помнит, как зовут, кем работал, сколько лет).

Трудности восприятия и узнавания

Возникают сложности с восприятием окружающего мира: предметы, голоса, лица могут восприниматься искажённо. Человек не узнаёт знакомые предметы, не понимает, для чего они нужны — это называется агнозией. Может спутать телевизор с окном, принять внука за сына, перестать различать зеркальное отражение от другого человека.

Поведенческие, эмоциональные расстройства

Девушка лежит в кровати

Появляются перепады настроения, тревожность, раздражительность, подозрительность. Больной становится замкнутым, отказывается от общения, утрачивает интерес к любимым занятиям. Иногда развивается апатия или, наоборот, возбуждение: бессонница, агрессия, стремление куда-то уйти. Поведение становится импульсивным, непредсказуемым.

Утрата способности к повседневной активности

На поздних стадиях нарушается выполнение базовых бытовых действий: человек не может самостоятельно одеться, умыться, приготовить еду, вести финансовые дела. Возможны ошибки при приёме лекарств, неправильное обращение с электроприборами.

Комбинированное проявление симптомов

Редко когнитивные нарушения затрагивают только одну функцию. Обычно симптомы комплексные: забывчивость сочетается с нарушением речи, потерей ориентации, апатией. Поэтому умственные патологии вмешиваются не только в быт, но и в социальные связи, профессиональную жизнь, личность в целом.

Любые устойчивые изменения в памяти, внимании, речи, поведении требуют консультации врача. Раннее обращение за помощью может не только замедлить прогресс, но и улучшить качество жизни как пациента, так и его окружения.

Неважно, где вы живете —
мы поможем!
Мы работаем по всей России —
обратитесь за персональной консультацией бесплатно
Позвоните нам по номеру :
Напишите нам:
Ежемесячно мы помогаем 1000+ пациентам из более чем 60 регионов России

Причины нарушения когнитивных функций

Умственные расстройства возникают по множеству причин — от естественных возрастных изменений до тяжёлых органических поражений мозга. В одних случаях патологии развиваются медленно, в других — внезапно, как следствие травмы, инфекции или острого психического состояния.

Возрастные изменения

Старение снижается пластичность нейронов, уменьшает скорость передачи импульсов, нарушает регуляцию нейромедиаторов. У пожилых людей в норме появляется лёгкая забывчивость, снижение быстроты реакции, утомляемость при интеллектуальных нагрузках. Однако при этом сохраняется способность к обучению и логике.

Важно отличать естественное старение от патологии: если пожилой человек начинает забывать имена близких, путается в привычных местах, утрачивает повседневные навыки — это уже не норма, а повод для обследования.

Неврологические заболевания

Частая причина тяжёлых психических нарушений — нейродегенеративные процессы, при которых разрушаются структуры мозга.

  1. Болезнь Альцгеймера. Прогрессирующее заболевание, при котором отмирают зоны, отвечающие за память, речь, мышление. Это самая распространённая причина деменции.
  2. Сосудистая деменция. Развивается после инсультов или хронического нарушения мозгового кровообращения. Повреждённые участки мозга утрачивают функции.
  3. Болезнь Паркинсона. Помимо двигательных расстройств, сопровождается нарушением внимания, памяти, замедленностью мышления (брадифрения).
  4. Рассеянный склероз. Вызывает очаговые когнитивные дефициты даже у молодых людей.

Эти заболевания часто проявляются постепенно, но прогрессируют, приводя к стойким нарушениям.

Черепно-мозговые травмы

Травмы головы становятся причиной нарушений памяти, внимания, ориентации. В зависимости от тяжести повреждений, последствия могут быть временными или необратимыми. У некоторых пациентов возникают так называемые посттравматические когнитивные расстройства, когда нарушены мышление, речь, способность к концентрации, эмоциональный контроль.

Уязвимыми являются лобные доли, отвечающие за волевые функции, поведение. Их повреждение может привести к резкому изменению личности, апатии или неорганизованности.

Женщина в медицинской маске

Инфекции (включая COVID-19 и постковидный синдром)

Инфекционные заболевания, поражающие нервную систему – энцефалит, менингит, нейросифилис – провоцируют хронические когнитивные нарушения.

Отдельно стоит упомянуть постковидный синдром. После COVID-19 у многих пациентов (в том числе молодых) наблюдаются жалобы на «мозговой туман», забывчивость, трудности с концентрацией, замедленность мышления. Причина как прямое поражение нервной системы, так и последствия длительного воспаления, гипоксии или стресса, связанного с болезнью.

Психические расстройства

Когнитивные функции тесно связаны с эмоциональным состоянием. При депрессии у человека может наблюдаться выраженное снижение внимания, памяти, мотивации, замедление мышления. Это состояние называют депрессивной псевдодеменцией. При эффективной терапии когнитивные функции восстанавливаются.

При шизофрении нарушаются логика, абстрактное мышление, речевая структура. Даже вне психозов у пациентов сохраняется дефицит внимания, проблемы с планированием, памятью.

Умственные расстройства диагностируют при тревожных расстройствах, ОКР, посттравматическом синдроме.

Алкоголь, наркотики, медикаменты

Хроническое употребление алкоголя приводит к токсическому поражению мозга: страдает память, мышление, контроль над поведением. Развиваются органические изменения (например, синдром Корсакова), при которых человек теряет способность к формированию новых воспоминаний.

Психоактивные вещества вызывают острые и хронические когнитивные расстройства, особенно при длительном употреблении. Некоторые медикаменты (седативные, антихолинергические, транквилизаторы) провоцируют заторможенность, спутанность сознания, снижение памяти, особенно у пожилых людей.

Хронический стресс, недосыпание

Даже без серьёзных заболеваний мозг может временно снижать свои функции в условиях постоянного стресса, эмоционального истощения и дефицита сна. Хроническое переутомление вызывает повышенную выработку кортизола, который негативно влияет на гиппокамп — область мозга, отвечающую за память. Недосып нарушает восстановление нейронных связей, снижает внимание, способность к обучению.

Такие когнитивные нарушения чаще всего обратимы при нормализации режима, отдыхе и психоэмоциональной разгрузке.

Диагностика когнитивных нарушений

Своевременная диагностика включает клиническое наблюдение, нейропсихологические тесты, инструментальные исследования и анализы.

По словам врача-психиатра Ирины Гавриловой: «Ранняя диагностика — это шанс сохранить качество жизни. Чем раньше мы распознаём проблему, тем больше у нас возможностей замедлить её развитие и помочь человеку адаптироваться. Не стоит ждать, пока забывчивость превратится в потерю самостоятельности».

Когда стоит обращаться за помощью:

  • человек начал забывать то, что раньше легко запоминал — имена, недавние события, покупки;
  • возникают трудности с речью, забываются слова, нарушается построение фраз;
  • становится трудно читать, работать, следить за фильмом или разговором;
  • замечают изменения в поведении — раздражительность, апатия, социальная замкнутость;
  • человек теряется в привычной обстановке, путает время или маршруты;
  • наблюдаются повторяющиеся ошибки в быту.

Если симптомы повторяются или нарастают в течение нескольких недель или месяцев — это уже не случайность, а возможное расстройство, требующее консультации врача. Наши специалисты знают, как выявить патологию и чем помочь на разных стадиях болезни.

К какому врачу обратиться

Диагностикой когнитивных нарушений чаще всего занимается невролог — именно он оценивает общее состояние центральной нервной системы, выявляет неврологическую симптоматику, направляет пациента на дополнительные исследования. В зависимости от характера симптомов, предполагаемой причины могут подключаться другие специалисты.

Если есть подозрение на психиатрическое заболевание, в диагностику включается психиатр: врач определяет, связаны ли изменения с депрессией, тревожным расстройством или другими психопатологиями. В случаях, когда необходима углублённая оценка отдельных когнитивных функций — памяти, внимания, речи, мышления — приглашается нейропсихолог. Врач проводит тесты, составляет подробную карту нарушений. Если предполагается, что причиной расстройства могут быть соматические или обменные нарушения, пациента направляют к терапевту или эндокринологу.

Психометрические тесты

Эти тесты выявляют даже лёгкие когнитивные отклонения.

  1. MMSE (Mini-Mental State Examination). Проверяет ориентацию в пространстве, времени, счёт, запоминание, речь. Используют для оценки тяжести нарушений, наблюдения в динамике.
  2. MoCA (Montreal Cognitive Assessment). Чувствителен к ранним и лёгким когнитивным изменениям, эффективен для выявления начальных стадий болезни Альцгеймера. Включает задания на память, внимание, ассоциации, конструктивные навыки.
  3. FAB (фронтальный оценочный тест). Оценивает функции лобных долей: способность к обобщению, самоконтроль, инициативу.

Также могут применяться: Шкала ДемТест, рисование часов, Тест Бентона, упражнения на запоминание слов или чисел. Оценка занимает от 10 до 60 минут в зависимости от глубины диагностики, состояния пациента.

Аппаратные и лабораторные методы

Аппаратные и лабораторные методы позволяют выявить органические, сосудистые, инфекционные, метаболические причины. Наиболее информативным считается МРТ головного мозга — это исследование помогает обнаружить атрофию определённых участков мозга, характерную для болезни Альцгеймера, а также сосудистые изменения, очаги ишемии, новообразования и последствия черепно-мозговых травм. В тех случаях, когда МРТ недоступно или требуется экстренная визуализация, может использоваться КТ, особенно при подозрении на опухоль, инсульт или кровоизлияние.

Для оценки электрической активности мозга применяется ЭЭГ, которая актуальна при резких ухудшениях сознания, судорогах или подозрении на энцефалопатию. Проводится ультразвуковое исследование сосудов шеи и головного мозга, чтобы оценить кровоток, выявить атеросклеротические изменения.

Лабораторная диагностика направлена на исключение обратимых причин когнитивного дефицита. Анализы крови позволяют определить наличие анемии, воспалительных процессов, нарушений обмена веществ, уровня сахара, витаминов, гормонов. Уделяют внимание уровню витамина B12, фолиевой кислоты и витамина D — их дефицит может приводить к нарушениям памяти, внимания.

Проверяется функция щитовидной железы, так как при гипотиреозе возможно развитие состояния, схожего с деменцией, но поддающегося лечению. В ряде случаев требуются тесты на наличие нейроинфекций — ВИЧ, сифилиса или вирусных гепатитов. Если есть подозрение на нейродегенеративный процесс, в сложных случаях проводится люмбальная пункция для анализа спинномозговой жидкости, где можно увидеть характерные биомаркеры. Все методы позволяют не просто подтвердить наличие когнитивного дефицита, но и установить его причину, что важно для выбора правильной тактики лечения.

Лечение синдрома когнитивных нарушений

Подход к лечению когнитивных нарушений зависит от степени выраженности симптомов и причины, которая их вызвала. Важно понимать, что универсального средства не существует: восстановление функций возможно лишь при комплексной, индивидуально подобранной терапии.

Медикаментозные методы

Если когнитивные нарушения вызваны органическим заболеванием, назначают препараты, влияющие на обмен нейромедиаторов. При деменции используют ингибиторы ацетилхолинэстеразы — они улучшают передачу сигналов между нейронами, замедляют ухудшение памяти. В случае сосудистых нарушений применяют препараты, улучшающие мозговое кровообращение, микроциркуляцию и защиту нейронов: цитиколин, винпоцетин, актовегин.

При депрессии или тревожных расстройствах, сопровождающихся когнитивным дефицитом, назначаются антидепрессанты. Используют ноотропные препараты, направленные на активацию метаболических процессов в мозге, однако их эффективность по-прежнему вызывает споры. Медикаменты не восстанавливают утерянные нейроны, но могут усилить оставшиеся связи, замедлить прогресс болезни.

Немедикаментозные подходы

Когнитивная терапия и нейропсихологическая коррекция — важнейшие элементы немедикаментозного подхода. Специалист помогает человеку компенсировать дефицит функций. При нарушении памяти обучают приёмам ассоциаций, визуализации, повторения. Проводятся упражнения на внимание, логическое мышление, вербальные навыки. Такая тренировка стимулирует нейропластичность — способность мозга создавать новые связи взамен утраченных. Применяют как классические задания (кроссворды, логические задачи), так и современные компьютерные тренажёры.

Роль образа жизни

Поддержание здорового образа жизни влияет на умственное здоровье. Полноценный сон — один из важнейших факторов, так как именно во сне происходит переработка и закрепление информации. Сбалансированное питание с достаточным количеством витаминов, омега-3 жирных кислот, антиоксидантов поддерживает метаболизм мозга. Регулярная физическая активность улучшает кровоснабжение, снижает уровень стресса. Прогулки, йога, плавание или танцы активизируют не только тело, но и работу мозга. Важна социальная активность, общение с близкими, хобби, участие в клубах или волонтёрских проектах.

Работа с психотерапевтом и нейропсихологом

Психотерапия помогает справляться с тревожностью, депрессией, страхами, часто сопутствующими когнитивным нарушениям. Эмоциональное состояние влияет на внимание, мотивацию, память. Работа с нейропсихологом даёт возможность выстроить индивидуальную стратегию восстановления, подобрать упражнения, оценить прогресс.

Можно ли полностью восстановить функции

Восстановление зависит от причины и стадии расстройства. Если нарушения связаны с обратимыми факторами: дефицитом витаминов, депрессией, побочным действием лекарств, стрессом, то функции могут полностью восстановиться после устранения причины.

В случае хронических нейродегенеративных заболеваний, полное восстановление невозможно, но с помощью терапии замедляют прогрессирование патологии, улучшают адаптацию, поддерживают оставшиеся функции. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов сохранить ясность ума, самостоятельность. В нашей клинике врачи знают, как помочь пациентам с когнитивными нарушениями, в том числе у пожилых и детей.

Заключение

Когнитивные функции — основа личности, мышления и способности к самостоятельной жизни. Нарушения на ранней стадии могут казаться незначительными, но за первыми симптомами нередко скрываются серьёзные причины, от стресса до нейродегенеративных заболеваний. Важно научиться замечать признаки расстройства, не списывать их на естественные проявления возраста.

Поддержка мозга — это не только таблетки, но и образ жизни: сон, питание, движение, общение. Даже если восстановление невозможно полностью, можно улучшить качество жизни, адаптироваться к изменениям, сохранить самостоятельность в быту. Врачи Клиники «Детокс 24» помогут поставить диагноз, пройти комплексную терапию анонимно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Локшина А. Б., Захаров В. В., Вахнина Н. В. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. №1.
  2. Локшина АБ. Современные аспекты диагностики и лечения синдрома умеренных когнитивных расстройств. Российский журнал гериатрической медицины. 2020.
  3. Яхно НН, Коберская НН, Захаров ВВ и др. Влияние возраста, коморбидных сердечно-сосудистых и эмоциональных факторов на легкое когнитивное снижение в среднем, пожилом и старческом возрасте. Неврологический журнал. 2018.
  4. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Функциональные когнитивные нарушения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022
Круглосуточно, окажем помощь в выборе лечения
свяжитесь с нами 8-928-037-30-03