Как распознать и скорректировать девиантное поведение?
Девиантное поведение — это действия, нарушающие социальные нормы: от неформальных до формальных. Причины отклонения разнообразны: это могут быть психологические аспекты, например, низкая самооценка, культурные особенности, влияющие на восприятие действий или влияние другой группы людей.
Обсудим, что вызывает девиантное поведение, как его выявить и можно ли скорректировать. Понимание специфических проявлений и работа над коррекцией отклонений изменит не только жизнь конкретного человека, но и положительно влияет на общество в целом.
Девиантное поведение — это действия, нарушающие социальные нормы: от неформальных до формальных. Причины отклонения разнообразны: это могут быть психологические аспекты, например, низкая самооценка, культурные особенности, влияющие на восприятие действий или влияние другой группы людей.
Обсудим, что вызывает девиантное поведение, как его выявить и можно ли скорректировать. Понимание специфических проявлений и работа над коррекцией отклонений изменит не только жизнь конкретного человека, но и положительно влияет на общество в целом.
Что такое девиантное поведение
Девиация — это поведение или убеждение, которые отклоняются от социальной нормы и вызывают негативную реакцию в определённой группе. В более широком смысле, это действия, которые не соответствуют общепринятым нормам культуры или общества.
То, что считается приемлемым или девиантным, зависит от контекста. Например, в арабских странах использование левой руки (рукопожатие, передача предметов) может считаться невежливым. Часто действия, которые нормальны в одной культуре, осуждаются в другой.
Примеры девиантного поведения:
употребление наркотиков;
акты насилия;
воровство, вандализм;
нахождение в нетрезвом виде;
прогулы работы или учёбы.
Девиация считается социально сконструированной, то есть она создаётся обществом и его нормами. Нет действий, которые изначально считаются ненормальными или осуждаемыми во всех культурах на все времена.
По опыту нашей клиники, люди, проявляющие девиантное поведение, сталкиваются с риском социальной изоляции и стигматизации. Общество отвергает таких индивидов, что приводит к негативным последствиям для их психического здоровья, а также социальной интеграции.
Некоторые не осознают, что поведение девиантное, так как не понимают, где проходит граница, установленная обществом. Например, встречаться с друзьями и семьёй за бокалом вина считается нормой почти во всех культурах. Однако регулярное употребление алкоголя или пьянство несовершеннолетними воспринимается как отклонение от нормы.
Если вас коснулась описанная проблема, не откладывайте
Девиация может проявляться как во внешнем поведении, так и во внутренних психологических состояниях индивида.
Категория
Признак
Описание
Внешние проявления
Агрессия
- физическое насилие (драки, нападения);
- вербальная агрессия (оскорбления, угрозы);
- самоповреждение.
Злоупотребление веществами
- употребление алкоголя в чрезмерных количествах;
- приём наркотиков (запрещённых веществ).
Правонарушения
- кража, грабёж, мошенничество;
- более серьёзные правонарушения (убийство);
- уголовная ответственность.
Внутренние характеристики
Психологические состояния
- психические расстройства (депрессия, тревога);
- чувство изоляции.
Искажения восприятия
- искажение социальных норм;
- сложности в понимании последствий своих действий;
- негативное самоощущение.
Девиантное поведение подростков развивается постепенно, начиная с единичных нарушений и переходя в регулярные действия, которые становятся частью жизни. В этом процессе часто наблюдаются социальные трудности: подростки могут менять друзей, конфликтовать со сверстниками или уходить из дома, часто прогуливая занятия.
Эмоционально такие подростки проявляют инфантильность, резкие перепады настроения и даже агрессию. Также у них возникают нарушения аппетита и сна, что может приводить к психосоматическим расстройствам, например, головным болям.
Чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации, нужно своевременно получить консультацию специалиста, установить правильный диагноз и начать коррекцию на раннем этапе. Обычно девиация быстро прогрессирует. Человек сталкивается с осуждением, затем начинает действовать на основании негативного мнения о себе, то есть заниматься саморазрушением.
Получить консультацию или пройти психотерапию, помогающую пациентам осознать причины своего поведения и найти способы изменения можно в нашей клинике «Детокс».
Также проводим семинары и группы поддержки для родственников, чтобы они могли лучше понимать, как взаимодействовать со своими близкими.
Причины девиантного поведения
Причины формирования девиации разнообразны и могут глубоко влиять на личность, порой подчиняя волю, способность адекватно мыслить. Человек с девиантным поведением часто проявляет чрезмерную обидчивость, ранимость, агрессивность, непримиримость. Он требует немедленного удовлетворения своих желаний, не задумываясь о последствиях.
Психологические причины
Невозможность справляться с внутренними конфликтами и переживаниями значительно увеличивает вероятность отклонений в поведении. Например, подросток, испытывающий тревогу или депрессию, может искать способ компенсировать свои негативные ощущения через рискованные поступки или агрессию.
«Сильный стресс, психологические расстройства и неблагоприятные жизненные обстоятельства подрывают психическое равновесие и вызывают девиантные реакции»— психиатр-нарколог Фукс Инна Николаевна.
Индивидуальные черты личности, такие как импульсивность, высокая агрессивность или низкая самооценка, отсутствие поддержки в семье, социальная изоляция также способствуют развитию девиации. Подобные факторы создают почву для ухудшения психоэмоционального состояния и приводят к формированию негативных моделей поведения.
Социальные причины
Происхождение человека, образование, семейные проблемы, а также отвержение и предвзятость со стороны общества, влияют на восприятие мира.
Социальные и религиозные убеждения, а также экономические условия, например, бедность, способствуют возникновению отклонений от общепринятых норм.
Общество устанавливает определённые стандарты и цели, например, наличие хорошей работы, комфортного жилья или автомобиля. Эти социальные цели имеют временные рамки. Однако возможности для их достижения неравномерно распределены, что создаёт давление на индивидов, особенно на молодых людей, и может привести к агрессии и девиантному поведению в условиях ограниченных ресурсов.
Например, молодой человек, живущий в городских трущобах, сталкивается с рядом сложностей: плохие условия жизни, отсутствие престижной работы, социальная стигматизация. Чтобы достичь этих идеалов, он может обратиться к девиантным способам: отмывание денег, шантаж, мошенничества, кражи. Такое поведенческое отклонение не будет врождённым, а формируется под влиянием социального окружения и личных обстоятельств.
Биологические причины
Исследования показывают, что некоторые формы девиации могут иметь генетическую основу. Наследственные факторы влияют на личностные черты и склонность к агрессии.
Изменения в уровне гормонов, особенно в подростковом возрасте, влияют эмоциональное состояние и мотивацию к действиям, способствуя девиантным проявлениям.
Употребление наркотиков, алкоголя и других химических веществ изменяет поведение человека, приводя к принятию рискованных решений.
Генные или хромосомные мутации негативно влияют на развитие головного мозга, вызывая умственные и физические дефекты, а также предопределяя темперамент, способности ребёнка.
Приобретённые причины формируются во время жизни и часто связаны с влиянием наследственности или заболеваниями в раннем возрасте (например, черепно-мозговыми травмами). Хронические болезни могут стать источником неврозов и агрессии, затрудняя общение с ровесниками, а также способствуя патологическому формированию личности, что выражается в эмоциональной неустойчивости.
Культурные различия
У каждой культуры свои представления о том, что считается нормальным или отклоняющимся поведением. Столкновение разных ценностей и норм вызывает конфликты. Индивиды испытывают сложности с интеграцией в новое окружение, что способствует проявлению девиантности.
В некоторых западных странах существует широкое признание и поддержка ЛГБТ-сообществ, и гомосексуальность считается нормальным проявлением человеческой сексуальности. В отдельных культурах или странах, где строгие традиционные или религиозные ценности преобладают, гомосексуальность воспринята как девиантное поведение или даже уголовно наказуемое деяние.
В большинстве западных обществ взрослые могут выбирать своих партнёров, основываясь на любви и предпочтениях. В других культурах, таких как некоторые традиционные общества в Индии, организованные браки считаются нормой. Стремление к свободному выбору партнёра может считаться девиантным.
Причины девиантного поведения подростков
Факторы, способствующие девиантному поведению, могут быть сгруппированы в три основных категории.
Биологические факторы. Эти параметры связаны с неблагоприятными физиологическими особенностями характеристиками ребёнка: нарушения умственного развития, патологии обмена веществ, дефекты слуха или зрения, а также нарушения речи. Все эти аспекты могут существенно затруднить социализацию и понимание социальных норм.
Психологические причины. Они включают нарушения, которые проявляются в виде разных нервно-психических заболеваний, таких как психопатия или неврастения. Эти состояния повышают возбудимость нервной системы и могут обусловливать неоднозначные реакции подростка, что делает его более уязвимым к девиации.
Социально-психологические факторы. Игнорирование половых, возрастных и индивидуальных особенностей детей может существенно сказаться на их социальной адаптации. Каждый ребёнок уникален и требует персонализированного подхода. Когда эти аспекты не принимаются во внимание, возникает риск нарушений в социализации, а также отклоняющегося поведения.
По словам Мельниковой Натальи Васильевны, врача нашей клиники, «ключевой фактор девиации детей — сверстники, состоящие в девиантной группе. Их присутствие облегчает совершение отклоняющегося от нормы действия, даже если подросток изначально не готов к этому». Девиантная группа поощряет к отклонениям от нормы, что способствует большей активности в таких действиях.
Сдерживающие механизмы, например, родительский контроль и нормы общества, становятся менее эффективными под давлением сверстников.
Неважно, где вы живете — мы поможем!
Мы работаем по всей России —
обратитесь за персональной консультацией бесплатно
Ежемесячно мы помогаем 1000+ пациентам из более чем 60 регионов России
Портрет подростка с девиантным поведением
Локус контроля — это понятие описывает, как люди объясняют причины своих поступков и действия окружающих. У девиантных подростков наблюдается экстернальный локус контроля, то есть они считают, что результаты их действий зависят от внешних факторов, а не от собственных усилий.
Подростки с низким самоуважением часто не получают признания в привычной для них среде, такой как семья или школа. В поисках повышения своего статуса они могут увлекаться антисоциальными группами, что приводит к проявлению девиантных наклонностей.
Негативное самовосприятие формируется из нескольких взаимосвязанных видов опыта:
подростки считают, что не обладают личностно-ценностными качествами, имеют отрицательные черты;
они уверены, что любимые для них люди относятся к ним отрицательно;
у них нет эффективных механизмов психологической защиты, чтобы смягчить негативные последствия этих убеждений;
будущее рассматривается как отражение примитивных желаний настоящего, без содержательной ориентации;
часто игнорируют нормы, ценности;
у подростков отсутствует интерес к учебному процессу.
Общие черты девиантных подростков — преобладание эмоциональной сферы над рациональной, что приводит к неосознанным импульсивным решениям. Чаще доминируют отрицательные эмоции, что негативно сказывается на их восприятии окружающего мира. Они часто проявляют отрицательное отношение к учёбе, что препятствует развитию когнитивных навыков.
Многие исследователи подчёркивают, что эгоизм — характерная черта «трудных» подростков. Основными мотивами поведения становятся собственные примитивные потребности, а также сиюминутные желания без мыслей о последствиях своих действий. Им не присуще чувство долга, они проявляют нечестность, безответственность, часто опираясь на отрицательный нравственный идеал.
Наблюдается подмена нравственных понятий, когда привычные ценности и нормы искажаются. «Девиантные подростки склонны поддаваться влиянию взрослых правонарушителей и часто подражают криминальной романтике, что только усугубляет их проблемы» —Вирмиевская Светлана Сергеевна.
Эти факторы подчёркивают необходимость внимательного и комплексного подхода в работе с подростками. В нашей клинике мы проводим всестороннюю диагностику, включая психологические тесты и беседы, чтобы лучше понять потребности каждого пациента.
Формы девиантного поведения
Девиантное поведение можно разделить на две основные категории: негативное отклонение и положительное.
Негативное отклонение предполагает действия, которые нарушают законы или социальные нормы, такие как преступления, наркозависимость или агрессию. Эти поступки воспринимаются обществом, как отклоняющиеся от нормы и приводят к осуждению и санкциям.
Позитивное девиантное поведение, напротив, относится к действиям, которые отличаются от обычных норм, но всё же способствуют улучшению социальной среды. Например, активизм, волонтёрство или необычные проявления творчества могут рассматриваться как положительные отклонения, где индивид стремится к улучшению общества.
Примеры таких личностей включают новаторов, исследователей, социальных активистов и героев, которые действуют во имя благородных целей, несмотря на риск.
Положительное отклонение может служить катализатором социальных изменений и прогресса. Новаторы, борцы за справедливость часто бросают вызов устоявшимся нормам и практикам, открывая путь для новых идей, реформ, улучшений в обществе.
Формальное девиантное поведение
Формальная девиация определяется как нарушение формально принятых законов. Этот тип часто предполагает криминальный характер и может привести к тюремному заключению.
Примеры:
убийство;
грабёж;
нападение;
изнасилование;
растление малолетних.
Эта форма оказывает разрушительное влияние на общество. Профилактика — задача для правопорядка и социальной службы.
Формальная девиация редко возникает резко. Человек, подверженный девиантному поведению, постепенно расширяет для себя границы дозволенного, начиная с мелких правонарушений и переходя к более серьёзным преступлениям. Важный аспект профилактики — раннее выявление отклонений в мышлении.
Неформальная девиация
Неформальное девиантное поведение обычно воспринимается, как менее серьёзное по сравнению с уголовно наказуемыми преступлениями и не влечёт за собой тяжёлых последствий. Вместо этого такие люди подвергаются осуждению и насмешкам.
Примеры:
переход улицы в неположенном месте;
нахождение в состоянии опьянения в общественных местах;
выброс мусора мимо урны.
Несмотря на то что неформальное девиантное поведение считается менее серьёзным, оно также ведёт к неприятным последствиям, например, опоздание на работу способствует увольнению.
Субкультурная девиация
Эта форма девиантного поведения нарушает нормы определённой субкультуры. Субкультура — это социальная группа внутри более широкого культурного контекста, имеющая собственные ценности, убеждения.
Примеры:
бандитизм;
употребление наркотиков;
проституция.
Хотя такое поведение часто рассматривается как преступное или вредное, для некоторых оно служит средством самовыражения и солидарности с членами группы. Например, насилие среди банд может служить способом упрочить идентичность и защитить своих членов.
Серийное девиантное отклонение
Серийная девиация — это повторяющееся проявление отклоняющегося поведения. Например, подросток может красть что-то каждый раз, когда заходит в универмаг. Он демонстрирует отсутствие чувства вины или страха перед наказанием.
Человек, который регулярно опаздывает на встречи или занятия, демонстрирует пренебрежение к правилам и времени других людей. Да, такое поведение не уголовно наказуемо. Однако оно создаёт негативное восприятие и затрудняет социальные и профессиональные отношения, а также может привести к изоляции.
Ситуативное отклонение
Ситуативное отклонение описывает поведение, которое считается девиантным в одном контексте, но абсолютно нормальным в другом.
Примеры:
публичная нагота считается девиантной в общественных местах, но приемлема на нудистских пляжах;
использование ненормативной лексики, которое не одобряется в официальных местах, таких как работа или школа, но иногда уместно в компании друзей и даже определённом творчестве;
стиль одежды, который покажется странным или вызывающим на официальном мероприятии, может быть воспринят как выражение индивидуальности на тематическом фестивале.
Многие аспекты нашего поведения зависят от окружающих и контекста. То, что может показаться неприемлемым в одном окружении, может быть не только допустимо, но и приветствоваться в другом. Это также подчёркивает степень социальной гибкости, с которой люди реагируют на разные ситуации.
Диагностика
Идентификация девиантного поведения требует комплексного подхода. Распространённые методы диагностики включают:
анкетирование, опросы;
наблюдение в разных ситуациях, чтобы выявить паттерны девиации;
психологическое тестирование;
интервью.
Психиатры или психологи используют эти методы для оценки состояния индивидов и выявления коренных причин их поведения. Проводится оценка общего состояния подростка, изучаются его эмоциональная сфера, реакции. Этот этап позволяет создать общее представление о жизни, а также характере пациента.
Активное участие родителей в жизни детей, внимательное отношение к изменениям в их эмоциях поможет быстро идентифицировать проблему.
Да, первые признаки девиации могут показаться незначительными, их легко упустить. Однако ни одно нарушение не появляется сразу. Тем более за мелкими отклонениями часто стоит гораздо более серьёзная проблема. Важно, чтобы родители были внимательны к изменениям детей.
Что предполагает работа с девиантным поведением
Недостаток успокаивающей системы ценностей, качественных социальных условий, поддержки со стороны близких приводит к формированию патологий поведенческих отклонений. В это время аморальные поступки могут проявляться как стремление привлечь внимание, утвердить свою силу, независимость, значимость, а также продемонстрировать самостоятельность.
Консультации с психологами или психотерапевтами помогают подросткам разобраться в своих эмоциях, а также развить навыки социального взаимодействия. Психотерапия может принимать разные формы, включая когнитивно-поведенческую терапию, которая фокусируется на изменении негативных мыслей и поведения, или арт-терапию, способствующую самовыражению через творчество.
Это позволяет создать систему поддержки, охватывающую все аспекты проблемного поведения, а также эмоционального состояния подростков.
Подростки осознают свои сильные и слабые стороны, лучше понимают собственные реакции.
Психотерапевт помогает рассмотреть разные варианты действий в кризисных ситуациях, что позволяет адаптировать поведение в будущем.
Родителям также рекомендуется участвовать в психотерапевтических встречах, что способствует восстановлению, улучшению взаимопонимания в семье.
Индивидуальная терапия
Индивидуальная терапия позволяет людям глубже исследовать свои переживания, поднять самооценку, научиться ставить цели. Психотерапевты работают над изменением негативных мыслительных паттернов и поведений, а также помогать в обработке эмоций.
Групповая терапия и поддержка со стороны сверстников
Терапия в группе предоставляет участникам возможность делиться своим опытом и чувствами с другими, что способствует ощущению понимания. Поддержка со стороны сверстников вдохновляет и мотивирует, а также создаёт сеть взаимопомощи. Это особенно важно для пациентов, которые оказались в изоляции и нуждаются в группе людей.
Фармакотерапия
Фармакологические методы считаются дополнительными. Они используются в случаях, когда у пациентов наблюдается биологическая предрасположенность к девиациям. Это касается пациентов с психотическими расстройствами, неврологическими патологиями.
Хотя специфических препаратов для лечения девиантного поведения не существует, иногда применяются:
литий;
антипсихотические препараты;
антиконвульсанты.
Эти лекарства помогают в снижении агрессии, но изолированное использование фармакотерапии оказывается неэффективным без сочетания с другими методами.
Профилактика девиантного поведения подростков
Профилактика предполагает воспитание положительных жизненных ценностей и формирование социальных навыков у детей. Это достигается через образовательные программы, а также активное вовлечение родителей.
Вторичная профилактика сосредоточена на раннем определении и поддержке подростков, у которых уже есть риск девиантного поведения. Например, в нашей клинике проводятся семинары и тренинги для родителей по вопросам воспитания.
Основные направления включают:
применение психологических методов и терапий для изменения моделей поведения;
специальные программы, обучающие строить позитивные отношения, адаптироваться в обществе.
Важно привлекать родителей, чтобы они сохраняли изменения, которые происходят у их детей. Это может включать семейные консультации, обучение способам поддержания положительных изменений в домашней обстановке.
Участие в группах поддержки, специально разработанных для подростков с девиантным поведением, способствуют обмену опытом, созданию здоровых социальных связей.
Периодическое оценивание результатов лечения и социализации нужно, чтобы вовремя корректировать подходы и методы для обеспечения эффективности программ реабилитации.
Команда нашей клиники, включая психиатров и психологов, работает над выявлением коренных причин отклонений, разрабатывая индивидуальные программы профилактики. Мы предлагаем методы, направленные на развитие эмоционального интеллекта у детей, улучшение коммуникации в семье, а также поддержку в образовательных учреждениях.
Создание здоровой социальной среды
Необходимо активное вовлечение всех членов общества в создание безопасных и поддерживающих условий для подростков.
Это может включать организация кружков, секций, спортивных мероприятий, предоставляющих возможность реализовать себя.
Прогнозирование девиантного поведения, а также профилактика требуют активного участия всех членов общества, включая родителей, учителей, психиатров, социальных работников. Обеспечение здоровой социальной среды, формирование положительных ценностей и навыков у подростков не только помогает предотвратить девиацию, но и способствует их гармоничному развитию.
Образовательные программы
Образовательные программы, направленные на профилактику, обучают детей и подростков социальным навыкам, умению решать конфликты, а также критическому мышлению. Это снижает вероятность проявления девиантного поведения.
Главное средство профилактики — раннее определение условий, которые способствуют отклоняющимся поступкам. Важно выявлять эти факторы на первых этапах и предоставлять необходимую поддержку, прежде чем произойдут серьёзные нарушения.
Клиника «Детокс» предлагает комплексные услуги по ранней диагностике девиантного поведения. Это увеличивает шансы на успешное преодоление девиации, способствует появлению безопасного и здорового окружения как для пациента, так и для его семьи, помогает избежать потенциальных проблем в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие. Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.
Левшунова Ж.А. Л 38 Психология девиантного поведения: учеб.-метод. пособие /Ж.А. Левшунова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – 114 с.
Н. А. Рождественская. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков»: Генезис; Москва; 2016. ISBN 978-5-98563-377-1.
Tarantino N, Tully EC, Garcia SE, South S, Iacono WG, McGue M. Genetic and environmental influences on affiliation with deviant peers during adolescence and early adulthood. Dev Psychol. 2014 Mar;50(3):663-73. doi: 10.1037/a0034345. Epub 2013 Sep 9. PMID: 24015689; PMCID: PMC4249678.
Gomis-Pomares A, Villanueva L. The effect of adverse childhood experiences on deviant and altruistic behavior during emerging adulthood. Psicothema. 2020 Feb;32(1):33-39. doi: 10.7334/psicothema2019.142. PMID: 31954413.
Hinnant JB, Forman-Alberti AB. Deviant Peer Behavior and Adolescent Delinquency: Protective Effects of Inhibitory Control, Planning, or Decision Making? J Res Adolesc. 2019 Sep;29(3):682-695. doi: 10.1111/jora.12405. Epub 2018 May 9. PMID: 29741802; PMCID: PMC6226384.